Историко-патриотический центр

Историко-патриотический центр им. С.И. Поспелова

Историко-патриотический центр им. С.И. Поспелова (до июня 2017 г. музей Новосибирского командного речного училища имени С.И.Дежнева ) открыт в 1987 г. по Приказу начальника училища. Организацией музея (сбором экспонатов, подготовкой экспозиции, др.) занимался Сергей Иванович Поспелов (1916-2010 гг.), проработавший в училище 65 лет.

<<< ЭКСКУРСИЯ ПО ЦЕНТРУ >>>

(электронная версия)

Музей, двери которого всегда открыты для всех желающих 

Музейное собрание включает материалы по истории училища, личные фонды известных речников, преподавателей и выпускников, фотодокументы по истории и развитию судоходства и судостроения на р. Обь. В музее можно найти материалы и экспонаты обо всех руководителях Западно-Сибирского речного пароходства, Новосибирского речного порта, судоремонтного завода, Обского бассейнового управления водных путей и судоходства, Сибирского государственного университета водного транспорта. Здесь бережно сохраняются целые папки документов об известных обских капитанах, руководителях служб речных организаций, исторические справки о возникновении предприятий, их преобразовании и реорганизации.

Составной частью музея является Зал Флотской Славы. В нем находятся стеллажи с 20 макетами кораблей, планшеты с фотографиями о современной жизни курсантов и часовня училища. Часовня училища создана силами преподавателей и курсантов, с помощью руководителя отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Новосибирской митрополии  протоиерея отца  Дмитрия (Полушина), при активном участии Новосибирской областной организации «Союз казаков Новосибирской области».  В ней имеется резной иконостас, православная литература о патриотическом и духовном воспитании, о Святых Православных Воинах князе Александре Невском, князе Дмитрии Донском, адмирале Фёдоре Ушакове. В 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей. Федор Ушаков сочетал свой высокий воинский чин с глубоким смирением, неподдельной скромностью и искренней верой. В музее есть икона в честь святого адмирала.

Историко-патриотический центр им. С.И. Поспелова признан одним из лучших среди музеев речных учебных заведений России. Об этом свидетельствуют записи в книге посетителей музея. Вот одна из записей в книге отзывов музея, которую оставил заместитель министра транспорта России, руководитель Росречфлота Николай Григорьевич Смирнов: «Новосибирское речное училище — одно из лучших учебных заведений Росречфлота. Большую роль в становлении училища играет музей, воспитывая у курсантов флотские традиции, любовь к речному флоту Великой России. Желаю активу музея дальнейших творческих успехов».

Такие отзывы — не случайность, потому что в музее им. С.И.Поспелова, в Новосибирском командном речном училище имени С.И.Дежнева работают люди,  влюбленные  в свое дело.

Посещение музея и работа в музейном пространстве поможет вам раскрыть ваш творческий потенциал, получить навыки исследовательской работы, повысить уровень профессиональных знаний и общей культуры; поможет в подготовке курсовых, дипломных проектов, а также в подготовке к научно-практическим конференциям.

Историко-патриотический центр им. С.И. Поспелова открыт для посетителей ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 10-00 до 16-00 час. Экскурсии проводятся по предварительной договоренности.

 Адрес Центра:

630099, г. Новосибирск, ул. Мичурина, 4; тел.: (383) 222-11-37

e-mail: nkru@nsawt.ru

Рожденный в пламени войны…

...Шел 1943-й, тяжелый военный год. Флота катастрофически не хватало. Правительством было принято решение о передислокации части судов в пароходство на реку Обь из соседних бассейнов Енисея и Печоры, но мужской состав флота был призван на фронт. На судах работали в основном женщины, подростки и пенсионеры. Возникла проблема с кадрами.

Учитывая исключительно важное значение речного транспорта для Западной Сибири, в апреле  1943 года, в разгар Сталинградской битвы, распоряжением Совета народных комиссаров СССР был организован Новосибирский речной техникум, преобразованный в 1956 году в речное училище.

Речной техникум в то время размещался на улице Коммунистической, 41 в двухэтажном кирпичном особняке дореволюционной постройки. Ютились в одиннадцати крошечных комнатах, совершенно неприспособленных для учебных занятий. А училось здесь, между тем, более 800 человек. Необходимо было срочно расширяться: делать надстройку над старым зданием или строить новое. Обращения в министерство по этой проблеме и к местным властям результатов не давали. В 1952 году директор техникума Марк Иванович Трясучев решил обратиться с письмом к Сталину. Отправил его в обход местных властей и министерства окольными путями через своего знакомого  со времен учебы в институте, который работал в отделе транспорта ЦК КПСС. Стал ждать.

Кто помнит то время, тот знает, что не каждый мог напрямую обратиться к руководителю государства. Такие обращения строго контролировались, работала цензура, и обычно все ограничивалось отпиской на уровне местного руководства. Но Марк Иванович пошел на риск, считая его оправданным, надеялся, что его поймут.

И письмо дошло до адресата. После очередного отчета на балансовой комиссии в министерстве Марк Иванович готовился к отъезду домой, но его вдруг внезапно пригласили к министру, у которого на столе лежало письмо с резолюцией: «Шашкову. Сталин». «Это было единственное, что я тогда увидел»,- вспоминает Трясучев. Это письмо и сейчас хранится в областном архиве.

У Марка Ивановича все расчеты и данные для согласования вопроса о строительстве учебного корпуса, мастерских и общежития были подготовлены. Из трех типовых проектов выбрали один наиболее подходящий, и дело сдвинулось с мертвой точки. Все строительство учебного корпуса и общежития по улице Мичурина, 4, где и сейчас размещается Новосибирское командное речное училище им.С.И.Дежнева, шло при непосредственном участии М.И.Трясучева.

Историческая справка

В связи с острой потребностью в специалистах  речного флота, 9 апреля 1943 года в соответствии с распоряжением Совета Народных Комиссаров Союза ССР №5853-Р от 2 апреля 1943 г. в городе Новосибирске был открыт речной техникум для подготовки капитанов, механиков со средне-специальным образованием для  Западно-Сибирского речного пароходства. В речном техникуме подготовка специалистов велась на 2-х отделениях: судоводительском и судомеханическом.

- 1944 г. открыта новая специальность – «Водные пути сообщения».

- 1945 г. открывается эксплуатационное отделение стажистов для обучения практиков судоводителей и судомехаников без отрыва от производства, реорганизованное в 1960 г. в вечерне-заочное отделение.

- 1947 г. открыто финансовое отделение.

- 1956 г. приказом Министра речного флота № 50 от 3 марта Новосибирский речной техникум реорганизован в Новосибирское речное училище.

- 1961 г. сдан в эксплуатацию учебный корпус по улице Мичурина, 4, а в октябре 1965 г. введено в эксплуатацию общежитие.

- 1973 г. открывается электромеханическое отделение для подготовки техников-электромехаников.

- 1974 г. в училище открыто заочное отделение для подготовки техников-плановиков, бухгалтеров, а также специалистов плавсостава (судоводителей, судомехаников и др.).

- 1987 г. в училище открыт музей истории училища.

- 1992 г. постановлением главы Администрации Новосибирской области училищу присвоено имя сибирского морехода-первопроходца Семена Ивановича Дежнева.

- 2006 г. НКРУ вошло в структуру Сибирского Государственного Университета Водного Транспорта.

В 2018  году училище отметило свое 75-летие. За время работы для речного флота подготовлено более 13 тысяч специалистов. В настоящее время более 80 % командных и руководящих кадров на реке Обь – из наших выпускников. Многие из них широко известны за пределами Новосибирской области.

Родина достойно оценила труд наших выпускников, имена которых вписаны в летопись Западно-Сибирского речного пароходства: Валентин Семёнович Манаков, капитан, выпускник 1962 г. (удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён орденом Ленина и др. наградами); Николай Петрович Масленников , выпускник 1950 г. (награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, премией Совета Министров СССР, семью медалями, знаками отличия и другими наградами); Яков Андреевич Макеров, капитан, выпускник 1953 г. (награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, 12 медалями). кавалер ордена Октябрьской революции Владимир Петрович Черепанов, кавалеры орденов Ленина Александр Васильевич Солодянкин, Иван Ефимович Бурлаков, Константин Михайлович Ныров и другие.

Именами трех выпускников училища названы суда  «Николай Масленников», «Механик Красоткин», «Николай Яворовский».

75-летняя история НКРУ имени С.И.Дежнева – это история многих поколений обских речников, которые внесли и продолжают вносить свой вклад в развитие и становление экономики нашего края.

<<< презентация >>>

Историко-патриотический центр носит имя Сергея Ивановича Поспелова

Музей, созданный С.И. Поспеловым и курсантами,  можно лишь условно назвать училищным. В нем можно найти материалы и экспонаты обо всех руководителях Западно-Сибирского речного пароходства, Новосибирского речного порта, судоремонтного завода, Обского бассейна внутренних водных путей, Сибирского государственного университета  водного транспорта. Здесь бережно сохраняются целые папки документов об известных обских капитанах, руководителях служб речных организаций, исторические справки о возникновении предприятий, их преобразовании и реорганизации. Только в музее речного училища имеется полная картотека фотографий и рисунков речных судов со времен возникновения парового судоходства в Обь-Иртышском бассейне до наших дней.

Сергея Ивановича можно назвать хранителем истории, потому что даже в трудные девяностые годы, когда некоторые предприятия водного транспорта расставались со своей историей (были и такие, которые вообще выбросили на свалку экспонаты своих музеев), заведующий музеем Новосибирского речного училища продолжал пополнять архивы.

Родился Сергей Иванович Поспелов в деревне с поэтическим названием Клементина Костромской губернии 27 августа 1916 года в семье волостного урядника. Октябрьская революция 1917 года, смена власти, Гражданская война, новая экономическая политика, коллективизация изменили жизнь их семьи. Сергей окончил всего три класса начальной школы,  рано познал крестьянский труд. И при этом твердо уяснил: чтобы нормально жить, надо учиться. Вот здесь и начался поиск будущей профессии. Вначале Сергей со старшим братом уехал в Омск и поступил учиться в ФЗО при паровозоремонтном заводе. Немного поработал и решил поступить в Омский сельхозтехникум. Проучился год, будущая работа не устраивала, и он после окончания подготовительных курсов решил остановиться на Омском техникуме водных путей сообщения.

В 1939 году выпускник техникума судоводитель Сергей Поспелов получает направление в Западно-Сибирское речное пароходство. Его сразу назначили на должность помощника капитана пассажирского парохода «Красный путь», на котором в то время работал известный на Оби капитан Михаил Федорович Тупицын.

С началом Великой Отечественной войны на Оби значительно возрос поток грузов в связи с военными перевозками, а судов не хватало. Вот и было приказано пассажирскому флоту таскать под бортом или на буксире груженые баржи. Водил баржи и пассажирский пароход «Красный путь».

Однажды в осеннем рейсе с баржей на буксире по мелководью во время вахты Сергея Ивановича произошла авария: баржа «рыскнула» и сдернула пароход на камни. А корпус судна был крайне изношен, как говорят, ткни пальцем и продавишь. Пароход получил пробоину в машинном отделении и затонул. Ущерб был небольшим, никто не пострадал: ни пассажиры, ни груз. Но время было тогда суровое, даже за небольшие упущения в работе можно было получить срок. А тут судно затопили. Сергея Поспелова вместе с лоцманом суд приговорил к восьми годам лишения свободы. И сидеть бы ему весь этот срок, но по ходатайству руководства пароходства дело пересмотрели и Поспелова вместе с лоцманом оправдали, освободили и даже сняли судимость.

И как-то так получилось, что на флот Сергей уже после освобождения не пошел, а нашел себя в другой ипостаси. Случилось это благодаря руководителю учебного комбината пароходства, готовящего кадры для флота, — Константина Федоровича Быстрова. Что-то он увидел в Поспелове такое, что заставило его пригласить Сергея на преподавательскую работу. Ну а затем, когда в 1943 году в Новосибирске был открыт речной техникум, Сергей Иванович, конечно, перешел работать туда.

Практически он и стоял у истоков создания этого учебного заведения. Преподавал судоводительские дисциплины: правила плавания, техническую эксплуатацию судов. С 1961  по 1976 год,  до ухода на пенсию, руководил вечерне-заочным отделением.

После достижения пенсионного возраста связи с училищем C.И. Поспелов не терял и ему поручили очень важное дело — создать музей. Об этом, кстати, говорили давно, но особого энтузиазма никто из начальников училища не проявлял. Только с приходом на эту должность Валентина Гавриловича Абрамчика открытие музея стало реальным делом. Собственно, нужно было лишь подходящее помещение, а экспонатов у Сергея Ивановича было более чем достаточно. Один только личный архив, который он собирал по своей инициативе все годы работы в пароходстве и речном училище, чего стоил.

Фотографии знаменитых обских капитанов, судов, передовиков производства, вырезки из газет и журналов, личные вещи известных людей... Ведь одержимость и страсть к собирательству у него была с детства. Некоторые собирают открытки, этикетки спичечных коробок, Сергей Поспелов собирал по крупицам историю пароходства и судоходства в Сибири.

К созданию музея Сергей Иванович привлек курсантов. Они помогали ему обустраивать помещение под музей, собирали стенды, готовили витрины. Идеей создания музея увлеклись многие педагоги, руководители предприятий пароходства и других речных организаций бассейна. К Поспелову стали рекой стекаться документы и экспонаты. А так как Сергей Иванович еще и человек с большим художественным вкусом и имел золотые руки, то он изготовил немало моделей речных, морских и военных кораблей разных времен и эпох. Притом с большой точностью, по эскизам и рисункам.

Музей был открыт 4 ноября 1987 года.